Светская львица из шведского рода Шернваль из Финляндии, фрейлина и статс-дама русского императорского двора, крупная благотворительница.
Сестра Э. К. Шернваля и другой знаменитой светской красавицы, Эмилии Шернваль. Именем Авроры Карамзиной названа одна из улиц Хельсинки.
Родилась в разгар Русско-шведской войны 1808—1809 годов. Её родители, отец — барон Карл Юхан Шернваль (1764—1815), выборгский губернатор, и мать — Ева Густава фон Виллебранд (1784—1844), принадлежали к дворянским родам, прибывшим в Финляндию из Швеции. Овдовев, в 1816 году мать Авроры Карловны вышла замуж за видного выборгского сенатора и юриста Карл Йохан фон Валлена. По словам Я. К. Грота, она была дамой, которой «мало подобных, не столько по приятной наружности, сколько по восхитительному обращению и младенческой ласковости со всеми».
Аврора Шернваль и её сестра Эмилия (будущая жена графа В. А. Мусина-Пушкина) получили хорошее образование и отличались необыкновенной красотой. Трудно было решить, кто из сестер лучше. Эмилия, сравненная Лермонтовым с белой лилией, казалась обаятельнее смуглой брюнетки Авроры, но красота последней была пластичнее и строже.
Её жизнь часто омрачалась утратами близких ей людей, за что её звали «роковой Авророй». По выходе в 1828 году замуж сестры, Аврора Карловна продолжала жить в Финляндии и уже готовилась вступить в брак с одним из соотечественников, но жених её неожиданно умер. После этого она уехала в Москву к сестре и прожила в её семье несколько лет. Второй её жених, «синеглазый демон» и любовь её юности, Александр Алексеевич Муханов (1802—1834), также умер до свадьбы, уже назначенной.
В 1835 году была пожалована во фрейлины. Была одной из первых петербургских красавиц, встречалась в свете с Пушкиным, Вяземским, А. И. Тургеневым. В её честь граф М. Ю. Виельгорский на слова Вяземского написал романс-мазурку.
Наконец, в 1836 году Аврора Карловна вышла замуж за известного богача и мецената, Павла Николаевича Демидова (1798—1840). Она дважды отказывала ему, но поддавшись на уговоры императрицы, согласилась. 25 марта 1840 года Демидов скончался, оставив ей сына Павла (1839—1885), будущего князя Сан-Донато.
7 июля 1846 года — на сей раз по любви — Аврора Карловна вступила во второй брак с Андреем Николаевичем Карамзиным (1814—1854), старшем сыном Н. М. и Е. А. Карамзиных. Свадьба была в Петербурге в Шереметевской церкви. По словам Вяземского, все семейство Карамзиных было очень довольно этим браком, хотя невеста и старше жениха, но «она милая, добрая женщина, и была и будет примерной женой». Зато все общество и её родные восстали против этой свадьбы и удивляются, как «Демидова может решиться сойти с какого-то своего класса при дворе и, будучи тайной советницей, идти в поручицы. Но любовь восторжествует над супротивной силой».
Любовь действительно восторжествовала, но счастье их продолжалось не долго. 24 мая 1854 года Андрей Карамзин был убит в Дунайской армии во время Крымской войны. За смертью любимого мужа, последовала в 1868 году смерть молодой жены её единственного сына, Марии Элимовны, а в 1885 году умер и сам сын — Павел Павлович Демидов, известный филантроп, живший в основном в Париже.
Оставшись вдовою, Аврора Карловна нашла утешение в том, что делала добро, где только могла. Она посвятила свою долгую жизнь благотворительности и общественной деятельности. Была основательницей Института сестёр милосердия в Хельсинки. Большой вклад внесла в общественную работу и в женское образование в Финляндии. Также долгое время была сосредоточена на благотворительной деятельности. Сначала лично, а потом с помощью кого-нибудь из слушательниц института сестёр милосердия принимала в назначенные дни нуждающихся в помощи. Помогала многим студентам. Посещала по праздникам народную школу в Трескенда, где участвовала во вручении учащимся стипендий и наград.
22 июля 1898 года Высочайшим указом вдова полковника А. К. Карамзина была пожалована в статс-дамы. Скончалась она в 93 года на своей вилле Хагасунд (Хакасалми) в Хельсинки и была похоронена на кладбище Хиетаниеми.
Правнуком Авроры Шернваль и Павла Демидова был принц Павел Карагеоргиевич, регент Югославии в период малолетства короля Петра II.
Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?» Баратынский
Комментариев нет:
Отправить комментарий