Современникам Афанасий Никитин известен как мореплаватель и торговец, купец стал первым
из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную
страну за 25 лет до Васко да Гамы и других португальских путешественников.
Его знаменитые путевые записки «Хождение за три моря» российский путешественник
подробно описал быт и политическое устройство восточных стран. Рукопись Афанасия
была первой на Руси, в которой описывалось морское путешествие не с точки зрения
паломничества, а с целью рассказа о торговле. Сам путешественник считал,
что его записки – это грех. О них забыли, но позже, в 19 веке, рассказы Афанасия были
опубликованы известным историком и писателем Николаем Карамзиным и вошли
в «Историю государства Российского».
О детских годах русского путешественника известно мало, так как биографию Афанасия
Никитина начали записывать во время экспедиций купца. Мореплаватель родился
в середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой
Поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия.
Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно.
Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны,
например, Византию и Литву, где путешественник продвигал торговлю.
Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности.
Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани.
Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III,
поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные
не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц,
Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.
Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе
Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена,
а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно.
Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.
По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде
экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был
встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин
хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.
Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей
настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.
Дальше потерявшие товар купцы отправились на двух кораблях в город-крепость Дербент.
Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства
за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги
в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились
на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе,
некоторые отправились на работу в Баку.
из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался
до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей:
Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт
«пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.
Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов,
которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся.
Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился
на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах,
но оставалась неизведанной европейцами.
В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве
три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт
и устройство солнечной страны в своих рукописях.
Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли
нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого
человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца.
Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить
одежду, чтобы прикрыть наготу.
Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница
страны ожидала ребенка.
В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны
мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной
крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар
Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой.
В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию
и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник
дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил
русскому купцу смертью.
Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед,
перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня.
Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или
же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок,
которые были насыщенны иноземными словами.
Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране
он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким,
но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел. По словам
мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было
увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным,
но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.
Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину.
Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз,
откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран
и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского
мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне.
Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.
Афанасия отпустили из ареста, и торговец отправился в Феодосию: там он должен был
встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе
к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.
Весной Никитин намеревался отправиться по Днепру в Тверь, но умер в городе Смоленске.
Причина гибели Афанасия Никитина остается загадкой, но ученые уверены,
что продолжительное путешествие по разным странам с различными климатическими
условиями резко ухудшило здоровье мореплавателя.
Записки Никитина были доставлены в Москву купцами, которые сопровождали странника.
Дневник Никитина передали советнику князя Ивана III, и в 1480 году рукописи вошли
в летопись.
О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского
мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети,
ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца,
Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся
трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин
освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские
слова.
Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки.
Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий